Автомобилистов с полисами каско стало рекордно мало

Число оформленных в первой половине 2015 года полисов каско сократилось на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Снижение количества заключенных договоров за январь-июнь отмечено впервые с момента фиксации этого показателя рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») с 2011 года. Число заключенных договоров ОСАГО также сократилось (на 7%), в том числе из-за вспышки активности продавцов фальшивых полисов.

По данным RAEX, количество заключенных в первой половине 2015 года договоров каско сократилось на 25,3%, до 1,9 млн штук. До этого на протяжении четырех лет отмечался рост показателя - с 1,9 млн полисов в первом полугодии 2011-го до 2,5 млн за тот же период 2014-го. По второй половине 2015 года ожидается схожая динамика: год назад в целом было около 5 млн владельцев полисов каско, показатель может сократиться до 3,5-4 млн. 

В сегменте автострахования каско по итогам полугодия отмечено наибольшее сокращение объема уплаченных взносов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 14,5 млрд рублей (или на 14,6%), до 90,6 млрд. Далее по этому показателю следуют страхование от несчастных случаев и болезней (объем уплаченных взносов сократился на 7,8 млрд рублей, или на 17,2%, до 37,7 млрд), страхование сельскохозяйственных рисков (на 3,4 млрд, или на 38,3%, до 5,4 млрд) и страхование строительно-монтажных работ (на 2,9 млрд рублей, или на 18,9%, до 12,6 млрд). 

Лидером по приросту взносов в первой половине 2015 года стало ОСАГО - рост составил 26,5 млрд рублей (или 39,4%), до 93,9 млрд. Тогда как количество договоров на рынке ОСАГО, так же как и на рынке каско, сократилось, но лишь на 7%, до 19 млн человек. Помимо ОСАГО, наибольший прирост показали сегменты страхования жизни (на 5,9 млрд рублей, или на 12,5%, до 53,4 млрд), страхования имущества физлиц (на 3 млрд, или на 18%, до 19,4 млрд) и ДМС (на 2,9 млрд, или на 3,5%, до 84,8 млрд). Таким образом, среди наиболее массовых сегментов ОСАГО стало самым крупным в денежном выражении. 

По словам заместителя гендиректора компании «АльфаСтрахование» Татьяны Пучковой, рынок каско снижается на фоне падения продаж новых автомобилей (в первой половине 2015 года на 36%), которые традиционно являлись основным драйвером каско. Также, по ее информации, сказалось сокращение проникновения автострахования в сегменте недорогих автомобилей. 

- По результатам полугодия мы видим сокращение автострахования в сегменте недорогих автомобилей на 14%, - поясняет Пучкова. - При этом во II квартале года динамика была хуже, чем в I квартале: за апрель-июнь сокращение составило 16%, за январь-март - 12%. Мы предполагаем, что в этом году рынок каско сократится примерно на 12%. В следующем году мы ожидаем роста рынка предварительно на 6%. Но этот рост во многом будет обусловлен низкой базой текущего года. 

Руководитель организации по защите прав потребителей страховых услуг «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников отметил, что падение на 25% является беспрецедентным для сформировавшегося рынка каско. 

- На протяжении последних 12 лет я занимаюсь страхованием, и на моей памяти впервые происходит подобный обвал числа страхователей каско. Тут нужно отметить, что рынок каско напрямую связан с автокредитованием, просто потому что нельзя получить кредит на новый автомобиль, не застраховав его по каско. Мы видим, что количество выдаваемых автокредитов, как и весь рынок, резко сократилось, выросли цены на запчасти, но страховщики, вместо того чтобы снизить свои издержки, полностью переложили эти потери в цену каско для тех, кто все-таки решился в такое непростое время купить автомобиль. У некоторых компаний страховки выросли примерно на 50-100% от аналогичных цен 2014 года. А это стало дополнительным демотивирующим фактором для клиентов, - сказал эксперт. 

Зампредправления СОГАЗа Дамир Аксянов отметил, что в течение года тарифы по каско в среднем выросли на 10-30%. 

Николай Тюрников упирает на неразвитость рынка страхования: 

- Проблема в том, что российские компании не готовы к таким скачкам на рынке, они не умеют диверсифицировать бизнес и сокращать издержки, снижая давление на клиента. К примеру, сейчас в России совершенно не развита онлайн-продажа полиса, по моим оценкам, это 10% от всех продаж страховок, в то время как, скажем, в Англии - это около 85%. Соответственно большая часть продается с участием агента, отчисления которому доходят до 10-40% от стоимости полиса. По моим оценкам, все эти обстоятельства в ближайшее время приведут к тому, что четверть из примерно 400 страховщиков России вынуждена будет уйти с рынка. 

Что касается ОСАГО, то высокие темпы роста этого сегмента эксперты связывают с увеличением тарифов. С 12 апреля Центробанк увеличил базовый тариф ОСАГО по некоторым категориям транспорта на 40%, также расширен размер тарифного коридора до 20% (до этого он составлял 5%). Кроме того, с 1 апреля изменены территориальные коэффициенты: в 11 регионах увеличены, а в 10, напротив, снижены. Рост тарифов, в частности, был обусловлен увеличением ответственности страховщиков перед автомобилистами - страховая сумма за вред, причиненный жизни и здоровью, увеличена со 160 тыс. до 500 тыс. рублей, за вред имуществу потерпевшего - со 120 тыс. до 400 тыс. 

Так, средняя выплата по ОСАГО во II квартале 2015 года на 10% превысила аналогичный показатель 2014 года и составила 41,5 тыс. рублей. Средняя выплата по страхованию автокаско во II квартале 2015-го составила 61,7 тыс. рублей (+15%). 

- В текущем году ОСАГО будет являться основным драйвером страхового рынка, - считает Татьяна Пучкова. - Но и в ОСАГО мы, к сожалению, видим сокращение количества заключенных договоров, вызванное распространением фальшивых полисов, а также снижением деловой активности перевозчиков - сократилось количество используемого транспорта в коммерческом секторе. 

Что касается других распространенных видов страхования, то, например, на резкое падение рынка страхования от несчастных случаев, по словам экспертов, повлияло снижение банковского кредитования. Отрицательная динамика сегмента страхования строительно-монтажных рисков обусловлена в первую очередь тем, что летом 2014 года Минстроем принят 294-й приказ, в соответствии с которым из всех строительных смет исключены расходы на страхование СМР - эти траты больше не компенсируются госзаказчиком. Снижение сборов в агростраховании вызвано чисткой этого рынка: в течение года лицензионные санкции были применены к девяти агростраховщикам.